29.03.2023
Что такое аутизм?
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Ранний детский аутизм (РДА) - форма дисгармоничного, нарушенного формирования психики, при котором наиболее страдает развитие социального аспекта интеллекта. У таких детей нарушена направленность и регуляция поведения, но при этом часто сохраняются формальные интеллектуальные возможности. У них вырабатывается стойкий дефицит общения со слабой выраженностью эмоций. Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими. Аутизм – серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.
К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
1.
В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области
коммуникации)
3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Причины аутизма
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.
Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.
Симптомы аутизма
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
в раннем детстве
Особенности развития: норма
и РАС. 3 месяца |
||
Функции |
Норма |
РАС |
Моторное развитие |
Может лежать на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову. Тянется за предметом, но, как правило, промахивается. Если посадить и потянуть за
ручки вперёд, голова откидывается или не откидывается назад, покачивается, сохраняется изгиб спины. В вертикальном положении ноги подкашиваются в коленях, рефлексы опоры и ходьбы
выявляются с трудом. Сжимает и разжимает
кулаки. Держит несколько секунд бутылочку, но не фиксирует на ней внимания. |
Неуверенная опора
на предплечья. Плохо удерживает голову в положении лежа на животе. Одновременное движение головки и плечевого пояса (в горизонтальной плоскости: то в одну,
то в другую сторону).
Периодами одновременное подтягивание ног к животу, биение
обеими ножками по поверхности
постели. В кистях рук, в трёх
крайних пальцах периодически появляются волнообразные движения, напоминающие атетозные. |
Слух |
Поворачивает голову к источнику звука. |
Отсутствие
или недостаточная реакция на слуховые раздражители. |
Зрение |
Взгляд внимательный. Фиксирует взгляд с расстояния
20–25 см. Следит за объектом несколько секунд.
Наблюдает за движением рук. Рассматривает мелкие объекты на
расстоянии более 25–30 см |
«Взгляд в себя», «в никуда», отсутствуют фиксация взгляда на
лице человека, глазное
слежение. |
Социальное поведение и понимание |
Комплекс оживления на говорящее лицо. Смеётся, когда
с ним играют. Узнаёт
мать. Распознаёт знакомые повторяющиеся ситуации (кормление, купание). Выказывает
неудовольствие, когда оставляют одного. |
Тенденция к принятию эмбриональной позы. Плач,
сменяющийся состояниями безучастности, вялости. Зажмуривание и отстранение от прильнувшей к нему матери. Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним, негативизм к тактильному контакту (особенно при переодевании). Не взаимодействует, когда мать держит его на руках. |
Особенности развития: норма
и РАС. 6 месяцев |
||
Общая моторика |
Передвигается по манежу, переставляя руки, или ползает. Переворачивается с живота на |
Нет попыток взять игрушку или предмет и манипулировать ими: недостаточно стремление к |
|
спину, повторяет одно и то же действие с предметами. В положении стоя подпрыгивает вверх-вниз. Садится с минимальной поддержкой. |
деятельности, недостаточно успешна
и сама деятельность. Имеющиеся элементы деятельности стереотипны и лишены элементов целенаправленности. Часто раскачиваются
на коленях, не ползают. |
Тонкая моторика |
Всё хватает, тянет в рот. Перемещает предметы из одной руки
в другую, держит бутылочку. |
Не может
ухватить игрушку. Если
вложить игрушку в руку, целенаправленных манипуляций не осуществляет. |
Слух |
Локализует звук справа и слева, реагирует на источник звука,
находящийся под углом
45˚, поворачивает голову в сторону источника звука. Поворачивает голову к источнику звука. |
Не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения. У некоторых гиперсензитивность к отдельным звукам. Отвержение слухового восприятия, отсутствие готовности к прислушиванию. |
Зрение |
Прослеживает взгляд взрослого, следит за объектом на расстоянии до 1 м по дуге 180˚, следит
за шариком Ø6 мм на расстоянии 3 м. |
У многих зрительная гиперсензитивность, испуг при
включении света. |
Речь |
Гулит, используя согласные. |
У многих нет
гуления, достаточно чётких фонем, не появляются первые
слоги. Сохраняется низкий горловой, похожий на утробный, крик; отсутствует плач. |
Социальное поведение, коммуникация и игра |
При виде матери беспокоится или оживляется. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подражания. Хорошо ест из ложки.
Любит играть с бумагой
и другими шуршащими предметами. Улыбается отражению
в зеркале. Играет
в «ку-ку», при этом смеётся. К незнакомым людям дружелюбен, при приближении знакомых радуется. |
Задержка узнавания лица матери. Не дифференцирует мать. Не протягивает ручки взрослому, как
бы прося взять на руки. Не пытается
подражать. Не различает живое и неживое (протодиакризис). Возможна фиксация
взгляда на лице
матери (но не «глаза в глаза»). Своих и чужих дифференцирует плохо и без выраженной эмоциональной реакции, то же — в отношении «позы готовности». |
Особенности развития: норма
и РАС. 12 месяцев |
||
Двигательное развитие |
Садится самостоятельно из положения лёжа. Ползает на четвереньках. Пытается вставать. Самостоятельно приседает и встаёт. Ходит, держась
за руку, или самостоятельно. Указывает на |
Большинство ходит, держась за руку взрослого, долго не переходит к самостоятельной ходьбе. Походка «деревянная», порывистая, некоординированная. Часто ходьба
на цыпочках. Ходьба и бег часто появляются |
|
объект указательным пальцем. Поднимает шарик Ø3мм пинцетным захватом большого и указательного пальцев. |
фактически одновременно. Мышечный тонус чаще снижен, реже изменён по гипертоничес- кому типу. Актуальный уровень развития моторики в сравнении с 6
мес. растёт медленно, увеличивается разрыв
с возрастной нормой. |
Слух |
Поворачивается, когда слышит собственное имя. Дифференцирует тон голоса. Локализует источник звука по
вертикали. |
На собственное имя часто не реагирует. У части
детей гиперсензитивность к звукам, некоторые не реагируют на звук, несмотря на отсутствие нарушений слуха. |
Зрение |
Видит и следит за шариком Ø3 мм, поднимающимся на высоту 3 м. Сравнивает (подбирает в пару)
два разных объекта. |
Фиксирует
взгляд на объектах со спокойной, монотонной динамикой: текущая вода, сыплющийся песок и т.п. Глазной контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно
и формально («взгляд сквозь»).
Настойчивый поиск определённых зрительных ощущений. |
Речь |
Лепет, имитирующий структуру предложений. Подражание звукам.
Первые слова («мама», «папа», «баба», «дай», «на» и т.д., реже названия предметов). Понимает отдельные слова, инструкции сопровождаемые жестами, простую обращённую речь. |
Мутизм или отдельные слова
номинативного характера, не связанные с объектом. «Мама» (папа,
баба), «дай» без обращения.
Избирательное отношение к словам.
Задержка понимания обращённой речи, избирательная
реакция на речь. |
Социальное поведение и игра |
Имитирует звуки и движения (например, хлопает в ладоши). Пьёт из чашки, ест пальцами, ищет спрятанную игрушку. Указывает на объект, который хочет получить. Обращает внимание на лицо говорящего. Аффективно реагирует на непонимание взрослыми своих желаний, выражает несогласие с ситуацией.
Демонстрирует совместное внимание, исследовательское поведение. Беспокоится, когда подходят незнакомые. Выполняет простейшие бытовые действия (ест
ложкой, пытается причёсываться). Играет с
водой, мелкими предметами, проявляет |
Отношения с матерью иногда по типу «симбиоза», некоторые «не видят» мать. Обследует людей как неодушевлённые предметы. Детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним. Не указывает пальцем
на интересующий объект. Не пытается разделить свои
впечатления, эмоции с другими. Примитивные манипуляции с неигровыми предметами
или использование игрушек не по назначению. О витальных потребностях может сигнализировать, но без обращения. Задержка |
|
|
воспроизведение стихов,
песен без осмысления содержания.
У некоторых развиваются симбиотические отношения с
матерью, у части детей — «не замечает», «не видит» мать. |
Социальное поведение и игра |
Копирует действия взрослых, любит сидеть на коленях и чем- нибудь заниматься (например, рассматривать книги). Эмоционально зависим от взрослых. Осмысленно играет с игрушками, в играх есть
социоимитативные и сюжетные элементы. |
Отвержение помощи при обучении и в быту или, наоборот, чрезмерная зависимость от неё; стремление к постоянству в окружающем. Неразвито двигательное подражание. Запаздывание формирования бытовых навыков, навыков самообслуживания и опрятности. Диссоциация в применении навыков
в спонтанной и произвольной ситуациях.
Игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы. |
Особенности развития: норма
и РАС. 24 месяца |
||
Двигательное и
сенсорное развитие, действия с предметами |
Бегает, может бить по мячу ногой, поднимается и спускается по ступенькам, держась за руку или
за перила. Пробует ловить мяч. Строит башню из 6–7 кубиков, рисует
карандашом или фломастером круговые
каракули. Может узнавать и называть изображённые на картинках предметы, выполняет простые команды. Выявляется право/ леворукость. |
В части случаев регресс
в двигательной сфере. Практически всегда отставание от уровня возрастной нормы. В произвольных движениях мешковатость,
неуклюжесть, хотя в спонтанной
двигательной активности нередко
пластичность в сочетании с
дисметричностью. Много стереотипных манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку и др. В сенсорном развитии — то же, что и в 18 мес., иногда обострение нетипичных проявлений и страхов, связанных с сенсорным восприятием. Отчётливые трудности формирования целостного сенсорного образа (фиксация внимания на деталях). |
Речевое развитие |
Использует
не менее 50 слов. Распознаёт и называет части тела и часто встречающиеся объекты. В речи появляются фразы
из двух-трех слов. |
У части детей
регресс в речевом развитии вплоть до мутизма. В других случаях —
слова-штампы, фразы-штампы, комментирующие фразы, короткие и часто аграмматичные, редко |
|
|
«нормально» развитая некоммуникативная «взрослая» речь,
интонационно обедненная. |
Коммуникативное развитие |
Обращается
за помощью, задаёт
вопросы об окружающем. Узнаёт и называет близких людей на фотографии. В общении
использует не только речь, но и жест,
мимику. |
Основное: недоразвитие и / или нарушение коммуникативной функции
жестов, мимики, других
невербальных средств общения. Многие не узнают на фотографиях близких и себя. |
Социальное поведение и игра |
Играет в подражательные социально-имитативные игры с игрушками (например, заварить чай, налить его в чашки и напоить чаем кукол), иногда в игре есть элементарный сюжет. Играет чаще вблизи других детей, чем с ними. Требует внимания родителей, эмоционально зависим от них, негативно реагирует на невыполнение просьб и требований. Частично может одеваться и раздеваться, владеет навыками опрятности. |
Отношение к контакту с другими людьми амбивалентное, контакты с детьми игнорируются, либо отмечается страх детей. Даже с близкими общение в основном формальное и ограниченное. Реакция
на словесное обращение, в том числе на обращение по
имени, часто отсутствует. Нет совместного
внимания (трудно привлечь внимание к определённому объекту, сам к интересующим его объектам привлечь внимание других не стремится). В части случаев приостановка или регресс в развитии навыков
опрятности, бытовых навыков.
Стремление к самостоятельности отсутствует или ослаблено и (или) искажено. |
Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушении проблемы поведения: нарушения моторики, обостренная чувствительность, особенности восприятия, причинение вреда самому себе (может вырывать у себя волосы, может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены), царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки), может кусать себя). Нарушение чувства опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт.
Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, пройдите опросник для оценки риска наличия аутизма.
Опросник
Обведите «да» или «нет» после каждого
вопроса.
1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное)
А)Да Б)Нет
2. Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?
А)Да Б)Нет
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку)
А)Да Б)Нет
4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? (пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки)
А)Да Б)Нет
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз)
А)Да Б)Нет
6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)
А)Да Б)Нет
7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? (пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)
А)Да Б)Нет
8. Ребенок интересуется другими детьми? (пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним)
А)Да Б)Нет
9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? (пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку)
А)Да Б)Нет
10. Ребенок отзывается на свое имя? (пример: Ребенок смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени)
А)Да Б)Нет
11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ?
А)Да Б)Нет
12. Ребенка расстраивают обычные звуки? (пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка)
А)Да Б)Нет
13. Ребенок умеет ходить?
А)Да Б)Нет
14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?
А)Да Б)Нет
15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки)
А)Да Б)Нет
16. Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите?
А)Да Б)Нет
17. Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? (пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» «посмотри на меня»)
А)Да Б)Нет
18. Ребенок понимает то, что вы ему говорите? (пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло»)
А)Да Б)Нет
19. Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он смотрит на ваше лицо)
А)Да Б)Нет
20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? (пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях)
А)Да Б)Нет
Алгоритм для подсчета результатов
Если вы ответили «Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.
Если вы ответили «Да» на любой из вопросов 2, 5 и 12- это указывает на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.
За каждое совпадение начисляется 1 балл.
Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла.
Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.
Средний риск: Общий результат 3–7 баллов.
Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальней шее, более детальное, обследование.
Высокий риск: общий результат 7–20 баллов.
Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.
«Красные флажки»
аутизма
Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.
1.Не реагирует или редко реагирует на имя.
А)Да Б)Нет
2. Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи.
А)Да Б)Нет
3.Не улыбается или редко улыбается другим людям.
А)Да Б)Нет
4. Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев.
А)Да Б)Нет
5.Нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам.
А)Да Б)Нет
6. Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24-х месяцев.
А)Да Б)Нет
7. Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.
А)Да Б)Нет
Если вы отмечаете указанные симптомы у вашего ребенка, т.е. большинство ответов «Да», обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.
Учитель-логопед Нагайцева М.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2023
Дата обновления: 30.03.2023
Дата публикации: 29.03.2023