«Аутизм: причины, симптомы»

29.03.2023

Что такое аутизм?

 

Аутизм     или расстройства     аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Ранний детский аутизм (РДА) - форма дисгармоничного, нарушенного формирования психики, при котором наиболее страдает развитие социального аспекта интеллекта. У таких детей нарушена направленность и регуляция поведения, но при этом часто сохраняются формальные интеллектуальные возможности. У них вырабатывается стойкий дефицит общения со слабой выраженностью эмоций. Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими. Аутизм – серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

1.     В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения  социального взаимодействия)

2.       В   том,   как   человек   разговаривает,  пользуется  жестами   или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3.      В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

 

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

 

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

 Диагностика расстройств аутистического спектра

 в раннем детстве

Особенности развития: норма и РАС. 3 месяца

Функции

Норма

РАС

Моторное развитие

Может лежать на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову. Тянется за предметом, но, как правило, промахивается. Если посадить и потянуть за ручки вперёд, голова

откидывается или не откидывается назад,

покачивается, сохраняется изгиб спины. В вертикальном положении ноги подкашиваются в коленях, рефлексы опоры и ходьбы выявляются с трудом.

Сжимает и разжимает кулаки. Держит несколько секунд бутылочку, но не фиксирует на ней внимания.

Неуверенная опора на

предплечья. Плохо удерживает голову в положении лежа на животе. Одновременное

движение головки и плечевого пояса (в горизонтальной плоскости: то в одну, то в другую сторону). Периодами одновременное подтягивание

ног к животу, биение обеими ножками по поверхности постели. В кистях рук, в трёх крайних пальцах периодически появляются волнообразные

движения, напоминающие атетозные.

Слух

Поворачивает голову к источнику звука.

Отсутствие или недостаточная реакция на слуховые

раздражители.

Зрение

Взгляд внимательный. Фиксирует взгляд с расстояния 20–25 см. Следит за объектом несколько секунд. Наблюдает за движением рук. Рассматривает

мелкие объекты на расстоянии более 25–30 см

«Взгляд в себя», «в никуда», отсутствуют фиксация взгляда на лице человека, глазное слежение.

Социальное поведение

и понимание

Комплекс оживления на говорящее лицо. Смеётся, когда с ним играют. Узнаёт мать.

Распознаёт знакомые повторяющиеся ситуации (кормление, купание).

Выказывает неудовольствие, когда оставляют одного.

Тенденция к принятию эмбриональной позы. Плач, сменяющийся состояниями безучастности, вялости.

Зажмуривание и отстранение от прильнувшей к нему матери. Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним, негативизм к тактильному контакту (особенно при переодевании). Не взаимодействует, когда мать

держит его на руках.

Особенности развития: норма и РАС. 6 месяцев

Общая моторика

Передвигается по манежу, переставляя руки, или ползает.

Переворачивается с живота на

Нет попыток взять игрушку или предмет и манипулировать

ими: недостаточно стремление к


 

спину, повторяет одно и то же действие с предметами. В положении стоя подпрыгивает вверх-вниз. Садится с минимальной поддержкой.

деятельности, недостаточно успешна и сама деятельность.

Имеющиеся элементы

деятельности стереотипны и лишены элементов целенаправленности. Часто раскачиваются на коленях, не ползают.

Тонкая моторика

Всё хватает, тянет в рот. Перемещает предметы из одной руки в другую, держит

бутылочку.

Не может ухватить игрушку. Если вложить игрушку в руку, целенаправленных манипуляций

не осуществляет.

Слух

Локализует звук справа и слева, реагирует на источник звука, находящийся под углом 45˚, поворачивает голову в сторону источника

звука.

Поворачивает голову к источнику звука.

Не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения. У некоторых гиперсензитивность к отдельным звукам.

Отвержение слухового восприятия, отсутствие готовности к прислушиванию.

Зрение

Прослеживает взгляд взрослого, следит за объектом на расстоянии до 1 м по дуге 180˚, следит за шариком Ø6 мм

на расстоянии 3 м.

У многих зрительная гиперсензитивность, испуг при включении света.

Речь

Гулит, используя согласные.

У многих нет гуления, достаточно чётких фонем, не появляются первые слоги. Сохраняется низкий горловой, похожий на утробный, крик;

отсутствует плач.

Социальное поведение, коммуникация и игра

При виде матери беспокоится или оживляется. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подражания. Хорошо ест из ложки. Любит играть с

бумагой и другими шуршащими предметами. Улыбается

отражению в зеркале. Играет в «ку-ку», при этом смеётся.

К незнакомым людям

дружелюбен, при приближении знакомых радуется.

Задержка узнавания лица матери. Не дифференцирует мать. Не протягивает ручки взрослому, как бы прося взять на руки. Не

пытается подражать. Не различает живое и неживое (протодиакризис). Возможна

фиксация взгляда на лице матери (но не «глаза в глаза»).

Своих и чужих дифференцирует плохо и без выраженной эмоциональной реакции, то же —

в отношении «позы готовности».

Особенности развития: норма и РАС. 12 месяцев

Двигательное развитие

Садится самостоятельно из положения лёжа. Ползает на четвереньках. Пытается вставать. Самостоятельно приседает и встаёт. Ходит, держась за руку, или

самостоятельно. Указывает на

Большинство ходит, держась за руку взрослого, долго не переходит к самостоятельной ходьбе. Походка «деревянная», порывистая, некоординированная. Часто ходьба на цыпочках.

Ходьба и бег часто появляются


 

объект указательным пальцем. Поднимает шарик Ø3мм пинцетным захватом большого и указательного пальцев.

фактически одновременно. Мышечный тонус чаще снижен, реже изменён по гипертоничес- кому типу. Актуальный уровень развития моторики в сравнении с 6 мес. растёт медленно, увеличивается разрыв с

возрастной нормой.

Слух

Поворачивается, когда слышит собственное имя.

Дифференцирует тон голоса. Локализует источник звука по вертикали.

На собственное имя часто не реагирует. У части детей гиперсензитивность к звукам, некоторые не реагируют на звук, несмотря на отсутствие

нарушений слуха.

Зрение

Видит и следит за шариком Ø3 мм, поднимающимся на высоту 3 м. Сравнивает (подбирает в пару) два разных объекта.

Фиксирует взгляд на объектах со спокойной, монотонной

динамикой: текущая вода,

сыплющийся песок и т.п. Глазной контакт не устанавливает

или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»). Настойчивый поиск определённых зрительных ощущений.

Речь

Лепет, имитирующий структуру предложений. Подражание звукам. Первые слова («мама»,

«папа», «баба»,

«дай», «на» и т.д., реже названия предметов). Понимает отдельные слова, инструкции сопровождаемые жестами,

простую обращённую речь.

Мутизм или отдельные слова номинативного характера, не связанные с объектом.

«Мама» (папа, баба), «дай» без обращения. Избирательное отношение к словам. Задержка понимания обращённой

речи, избирательная реакция на речь.

Социальное поведение и игра

Имитирует звуки и движения (например, хлопает в ладоши). Пьёт из чашки, ест пальцами, ищет спрятанную игрушку.

Указывает на объект, который хочет получить. Обращает внимание на лицо говорящего. Аффективно реагирует на непонимание взрослыми своих желаний, выражает несогласие с ситуацией. Демонстрирует совместное внимание,

исследовательское поведение. Беспокоится, когда подходят незнакомые. Выполняет простейшие бытовые действия (ест ложкой, пытается

причёсываться). Играет с водой, мелкими предметами, проявляет

Отношения с матерью иногда по типу «симбиоза», некоторые «не видят» мать. Обследует людей как неодушевлённые предметы. Детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним. Не указывает пальцем на интересующий объект. Не пытается разделить свои впечатления, эмоции с

другими. Примитивные манипуляции с неигровыми предметами или использование игрушек не по назначению. О витальных потребностях может

сигнализировать, но без обращения. Задержка


 

интерес к простым механизмам,

устройствам.

формирования навыков

опрятности.

Особенности развития: норма и РАС. 18 месяцев

Двигательное развитие

Ходит, слегка расставляя ноги в стороны, при ходьбе руки

держит близко к туловищу (из осторожности). Бегает.

Перестаёт бросать игрушки на пол с расчётом, что поднимут и вернут, перестаёт брать игрушки в рот. Поднимает шарик Ø3 мм точным пинцетным захватом. Ест ложкой, пьёт из чашки самостоятельно. Различает

детали на картинках. Хорошо определяет источник

и локализацию звуков.

Ходит либо крайне осторожно, либо порывисто, импульсивно. Становятся более выраженными стереотипии: серии прыжков, вертится вокруг своей оси, совершает повторные машущие движения пальцами или всей кистью. Двигательные стереотипии носят вычурный характер. Постукивания двумя

первыми пальцами, три остальных прижаты к ладони. Более высокий уровень ловкости в привычной обстановке, чем в непривычной.

Попытки развития навыков общей и тонкой моторики недостаточно успешны и неравномерны по результату. У части детей —

явное предпочтение использования периферического зрения. Контакт «глаза в глаза» малодоступен. Многие не любят

яркого света, некоторые не боятся темноты, любят быть в тёмной комнате. У многих сохраняется стремление к обнюхиванию

и облизыванию.

Речевое развитие

Различает по назначению и названию многие предметы.

Выполняет простые

инструкции, показывает части тела. Использует в речи 20 и более слов.Хочу такой сайт

Речевое развитие искажено

и нарушено в разной степени: мутизм; отдельные слова,

слабо соотносимые с предметом; эхолалии; слова-штампы,

фразы-штампы; запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов. В речи отсутствует обращение. Понимание обращённой речи отстаёт

от нормы, но иногда маскируется ассоциативными реакциями.

Отставание формирования речевого слуха.

Коммуникативное развитие

Указывает на объект, выражая интерес, привлекая внимание к нему, просит о помощи, использует жест, мимическую экспрессию.

Вместо обращения за помощью — констатация потребностей. Речь, жесты, мимика, позные реакции

в целях общения не употребляются или

употребляются очень мало и не вполне адекватно. Иногда


   

воспроизведение стихов, песен без осмысления содержания. У некоторых развиваются

симбиотические отношения

с матерью, у части детей — «не замечает», «не видит» мать.

Социальное поведение и игра

Копирует действия взрослых, любит сидеть на коленях и чем- нибудь заниматься (например, рассматривать книги).

Эмоционально зависим от взрослых. Осмысленно

играет с игрушками, в играх есть социоимитативные

и сюжетные элементы.

Отвержение помощи при обучении и в быту или, наоборот, чрезмерная зависимость от неё; стремление к постоянству

в окружающем. Неразвито двигательное подражание.

Запаздывание формирования бытовых навыков, навыков

самообслуживания и опрятности. Диссоциация в применении навыков в спонтанной

и произвольной ситуациях. Игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы.

Особенности развития: норма и РАС. 24 месяца

Двигательное и сенсорное развитие,

действия

с предметами

Бегает, может бить по мячу ногой, поднимается и спускается по ступенькам,

держась за руку или за перила.

Пробует ловить мяч. Строит

башню из 6–7 кубиков, рисует карандашом или фломастером круговые каракули. Может узнавать и называть

изображённые на картинках предметы, выполняет простые команды. Выявляется право/ леворукость.

В части случаев регресс в

двигательной сфере. Практически всегда отставание от уровня возрастной нормы. В произвольных движениях мешковатость, неуклюжесть, хотя в спонтанной двигательной активности нередко пластичность в сочетании с дисметричностью. Много стереотипных манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку и др. В сенсорном развитии —

то же, что и в 18 мес., иногда обострение нетипичных проявлений и страхов, связанных с сенсорным восприятием.

Отчётливые трудности

формирования целостного сенсорного образа (фиксация внимания на деталях).

Речевое развитие

Использует не менее 50 слов. Распознаёт и называет части тела и часто встречающиеся объекты. В речи появляются фразы из двух-трех слов.

У части детей регресс в речевом развитии вплоть до мутизма. В

других случаях — слова-штампы, фразы-штампы, комментирующие фразы, короткие и часто аграмматичные, редко


   

«нормально»

развитая некоммуникативная

«взрослая» речь, интонационно обедненная.

Коммуникативное развитие

Обращается за помощью, задаёт вопросы об окружающем.

Узнаёт и называет близких людей на фотографии. В общении использует не только речь, но и жест, мимику.

Основное: недоразвитие и / или нарушение коммуникативной функции жестов, мимики, других невербальных средств общения.

Многие не узнают на фотографиях

близких и себя.

Социальное поведение и игра

Играет в подражательные социально-имитативные игры с игрушками (например, заварить чай, налить его

в чашки и напоить чаем кукол), иногда в игре есть элементарный сюжет. Играет чаще вблизи других детей, чем с ними. Требует внимания родителей, эмоционально зависим от них, негативно реагирует на невыполнение просьб и требований. Частично может одеваться и раздеваться, владеет навыками опрятности.

Отношение к контакту с другими людьми амбивалентное, контакты с детьми игнорируются, либо отмечается страх детей. Даже

с близкими общение в основном формальное и ограниченное.

Реакция на словесное обращение, в том числе на обращение по имени, часто отсутствует. Нет совместного внимания (трудно привлечь внимание к

определённому объекту, сам к интересующим его объектам привлечь внимание других не стремится). В части случаев приостановка или регресс

в развитии навыков опрятности, бытовых навыков. Стремление к самостоятельности отсутствует

или ослаблено и (или) искажено.

Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушении проблемы поведения: нарушения моторики, обостренная чувствительность, особенности восприятия, причинение вреда самому себе (может вырывать у себя волосы, может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены), царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки), может кусать себя). Нарушение чувства опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт.

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, пройдите опросник для оценки риска наличия аутизма.

Опросник 

Обведите «да» или «нет» после каждого вопроса.

1.   Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное)

А)Да      Б)Нет

2.   Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?

А)Да      Б)Нет

3.   Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку)

А)Да      Б)Нет

4.   Ребенку нравится забираться на различные предметы? (пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки)

А)Да      Б)Нет

5.   Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз)

А)Да      Б)Нет

6.   Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)

А)Да      Б)Нет

7.   Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? (пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

А)Да      Б)Нет

8.   Ребенок интересуется другими детьми? (пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним)

А)Да      Б)Нет

9.   Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? (пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку)

А)Да      Б)Нет

10.   Ребенок отзывается на свое имя? (пример: Ребенок   смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени)

А)Да      Б)Нет

11.   Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ?

А)Да      Б)Нет

12.   Ребенка расстраивают обычные звуки? (пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка)

А)Да      Б)Нет

13.   Ребенок умеет ходить?

А)Да      Б)Нет

14.   Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?

А)Да      Б)Нет

15.   Ребенок пытается копировать то, что вы делаете?   (пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки)

А)Да      Б)Нет

16.   Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите?

А)Да      Б)Нет

17.   Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели  на него? (пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» «посмотри на меня»)

А)Да               Б)Нет

18.   Ребенок понимает то, что вы ему говорите?  (пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло»)

А)Да      Б)Нет

19.   Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит   на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он смотрит   на ваше лицо)

А)Да      Б)Нет

20.   Вашему ребенку нравятся подвижные занятия?  (пример: Когда его качают на качелях или раскачивают  на коленях)

А)Да      Б)Нет

 

Алгоритм для подсчета результатов

Если вы ответили «Нет» на любой вопрос, кроме  2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.

Если вы ответили «Да» на любой из вопросов 2, 5 и 12- это указывает на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.

За каждое совпадение начисляется 1 балл.

Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла.

Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.

Средний риск: Общий результат 3–7 баллов.

Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальней шее, более детальное, обследование.

Высокий риск: общий результат 7–20 баллов.

Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.

1.Не реагирует или редко реагирует на имя.    

А)Да      Б)Нет

2. Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи. 

А)Да     Б)Нет

3.Не улыбается или редко улыбается другим людям.   

А)Да      Б)Нет

4. Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев. 

А)Да       Б)Нет

5.Нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам.    

А)Да     Б)Нет

6. Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24-х месяцев.          

А)Да      Б)Нет

7. Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.               

А)Да      Б)Нет

Если вы отмечаете указанные симптомы у вашего ребенка, т.е. большинство ответов «Да», обратитесь к специалисту для диагностики    аутизма.

Учитель-логопед Нагайцева М.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.03.2023

Дата обновления: 30.03.2023

Дата публикации: 29.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 949 320-07-27, +7 (856)56 5 81 56

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».