Помощь детям в экстремальных ситуациях
Травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием. Это могут быть ситуации угрозы жизни для самого ребенка или значимых близких, например, боевые действия, широкомасштабные природные и техногенные катастрофы, аварии и т.д.
Ребенок, переживший травматические события, может ощущать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и Вы.
У некоторых детей переживания могут возникнуть сразу же после события, у других — спустя некоторое время. Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи.
ПЕРЕЖИВАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, ДЕТИ МОГУТ:
- стать более активными и беспокойными, легко огорчаться и плакать;
- злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
- бояться, что экстремальная ситуация повторится и спрашивать, когда это случится вновь;
- беспокоиться, как они смогут выжить, и что может случиться с ними;
- бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
- пугаться громких голосов, дождя, грозы;
- вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле (могут опять сосать соску, мочиться в кроватку, проситься на руки);
- быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
- чувствовать вину, что они были причиной события из-за предшествующего «плохого» поведения;
- отказываться ходить в школу или в детский сад, боясь оставаться где-либо без Вас.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
× Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, пережившего экстремальную кризисную ситуацию, и, тем более, потерявшего кого-либо из близких.
× В первые недели может появиться стремление к изоляции, одиночеству, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воле. При этом нельзя и потакать всем его желаниям, особенно из чувства жалости.
× Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время его выслушать. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним. Объясняйте суть обрядов (касаемо похорон), смысл молитв. Не стоит употреблять фразы: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастишь». Говорите спокойным тоном.
× Чаще прикасайтесь к ребенку, дотрагивайтесь до него, обнимайте. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
× Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).
× Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Повторяйте эти уверения многократно, ребенку важно знать, что ему есть, на кого положиться.
× Время от времени напоминайте ребенку, что ситуация более стабильная, что взрослые знают (или решают), что делать.
× Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.
× Внимательнейшим образом прислушивайтесь к переживаниям ребенка, его страхам, тревоге, беспокойству, чувству вины. Никогда не говорите ему по поводу них: "Ты ведь так не думаешь, не правда ли?". Напротив, полезно спросить: "Тебя что-то беспокоит? Что именно? Ты боишься, что...". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.
× Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Объясняйте ребенку, что плакать не стыдно.
В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАТЬ?
þ Поощряйте активные игры Вашего ребенка. Если он будет воспроизводить военный сюжет (строить баррикады, инсценировать стрельбу, ранения, смерть), не запрещайте это делать – таким образом ребенок снижает своё напряжение.
Напротив, помогите организовать пространство игры, предложите «битву» подушками, воздушными шарами. Сделайте акцент на лечении воображаемых пострадавших, завершите игру игрой «в больницу».
þ Облегчить состояние ребенка могут средства неспецифической терапии, к которой относятся всевозможные пластилины, глина, рисование, песочницы и ванночки с водой. Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.
Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке.
þ Постарайтесь обеспечить ребенка позитивными впечатлениями, занятиями спортом, танцами, подвижными играми. Это снижает лишнее напряжение и дает разрядку. Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха.
Теплый душ или ванна помогают снять эмоциональное напряжение, а употребление сладкого способствует выработке «гормонов счастья».
þ Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии. Это позволит обратиться к приятным образам прошлого и снизить неприятные воспоминания. Читайте рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями.
СОВЕТЫ СЕМЬЯМ С «ОСОБЫМ РЕБЕНКОМ»
1. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш малыш рос нервным, задерганным, мрачным, старайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
2. Боритесь с депрессивными настроениями. Старайтесь укрепить нервную систему. Боритесь с искушением облегчать себе жизнь курением и алкоголем, которые создают лишь иллюзию успокоения.
3. Будьте осторожны с антидепрессантами, потому что сонливость и расслабленность, которые они могут вызвать, противопоказаны при уходе за тяжелобольным. Зато вам подойдут легкие успокоительные лекарства на травяной основе. Помогут прогулки перед сном, легкая утренняя зарядка, контрастный душ, обливание холодной (или не очень) водой. И помните: чем жестче режим дня, тем меньше в нем места растерянности и унынию.
4. Проследите за тем, что укрепляет ваш дух (молитва, разговор с человеком, которого вы уважаете, хорошая книжка), улучшает настроение (общение с подругой, прогулка по магазинам). Не гнушайтесь ни тем, ни другим: пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям. Помните, что, занимаясь собой, вы работаете на укрепление семьи, заботитесь о близких, которым нужна ваша смелость и бодрость.
5. Попробуйте снизить «градус драматизма» в связи со сложившейся ситуацией. Сделайте все возможное, чтобы уход за больным ребенком был просто частью общесемейной жизни, а не «крестом», «служением» или смыслом жизни.
6. На семейном совете обсудите планы на ближайшее будущее. Попробуйте найти оптимальный вариант с учетом различных факторов. Не хватайтесь за самый простой: папа зарабатывает деньги, а мама сидит дома и ухаживает за ребенком. Женщина может испытывать психологический дискомфорт, что может привести вплоть до серьезных психических расстройств. Ищите более гибкие варианты: с неполным рабочим днем, с бабушками, которые приходят по графику, сиделкой на ограниченное время и т.д. При этом старайтесь высвободить время не только для работы, но и для того, чтобы больше бывать наедине с мужем и другими детьми.
7. Обязательно привлекайте отца к уходу за больным малышом. Не становитесь незаменимой, не устраняйте отца от общесемейных забот. «Не нагружая» его проблемами ребенка-инвалида, вы сделаете медвежью услугу отцу и ребенку, ведь им так важно сформировать отношения, научиться любить друг друга.
8. Если в семье есть еще дети, то их также нужно привлекать к помощи по уходу за больным ребенком. Вместе с тем это не должно препятствовать их полноценному общению со сверстниками.
9. Не стоит также постоянно объяснять, что за наличие инвалида семья много чего не может себе позволить - в душе детей может поселиться мысль: «Лучше бы его не было». Но именно с кем-то из братьев или сестер впоследствии, может, придется жить инвалиду. Чтобы между ними сформировались теплые отношения, учите их быть взаимно полезными друг другу.
10. Подыскивайте литературу, посвященную заболеванию вашего ребенка, старайтесь стать если не «специалистом» в этой области, то обязательно осведомленным партнером врача.
11. Помните, что не все зависит от наличия финансов на лечение ребенка. Иногда относительно недорогие лекарственные средства, грамотный уход, любовь, забота, организованность и настойчивость дают лучший эффект, чем самые дорогие препараты и методы лечения.
12. Не забывайте, что чем более самостоятельным будет ребенок, тем легче ему будет жить. Стимулируйте его приспособляемую активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей; развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
13. Проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш больной ребенок. Продумайте, все ли они обусловлены, есть ли возможность сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом. Если состояние больного улучшается, следите, чтобы это приводило к уменьшению запретов и увеличению нагрузок.
14. Если состояние ребенка хоть немного это позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, старайтесь научить ребенка заботиться о других.
15. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привыкал находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
16. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Привыкайте великодушно прощать окружающим определенную бестактность - очень часто внимание к вам продиктовано искренним сочувствием, а не интересом. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением злобы. Спокойно ответив на возможные вопросы, попробуйте перевести разговор на нейтральные темы. Если ребенок научится у вас подобному стилю общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
17. Следите за тем, не пытается ли ваш малыш на людях играть роль «хорошего ребенка», что нередко свойственно детям-инвалидам, которые пытаются правильным поведением компенсировать то, что они не такие. Это может вызвать истерики и капризы дома. Попробуйте научить его быть самим собой - и дома, и на людях.
18. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обычный». Поэтому если есть выбор, в какую школу отдавать ребенка, - специальную или общую, - попробуйте отдать его в обычную школу.
Помогаем ребенку стать самостоятельным
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. (На самом деле - мы «хитрим»: предлагаем ребенку выбор без выбора, а ребенок как будто сам принимает решение).
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Недооценивайте и домашние поручения – посильные трудовые задания, которые каждый день выполняет только он, например, поливает цветок (здесь важно, чтобы поручения выполнялись систематически, а не время от времени). Это приучит не только к самостоятельности, но и ответственности.
Удачи Вам в воспитании Ваших детей!
Консультация для родителей
«Когда стоит обратиться к детскому психиатру?»
Раздел медицины, известный как детская психиатрия - важное направление, значимость которого переоценить невозможно. Многие дети подвержены различным психическим заболеваниям, поэтому специалисту в данной сфере приходится иметь дело с психическими патологиями, их симптоматикой, причинами возникновения, особенностями диагностики и лечения, а также профилактикой психических болезней у детей.
Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок страдает задержкой развития. Истинной причиной патологии могут быть изменения в организме, которые возникают в переходный период или кроются совершенно в ином, но установить это под силу только специалисту.
По роду своей деятельности доктор консультирует родителей и учителей по вопросам воспитания, а также создания благоприятной среды в семье и детском коллективе. Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, а кому нужно оформлять инвалидность.
Совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.
В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией («стигматизация» - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую).
Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.
Мотивы обращения к детскому психиатру
Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?
В раннем возрасте - общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).
В дошкольном и раннем школьном возрасте - гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.
Как следует подготовиться к посещению детского психиатра?
Постарайтесь не заострять внимание вашего ребенка на этой консультации. По возможности, он должен чувствовать себя спокойно и уверенно.
Что происходит на приеме у детского психиатра?
1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни.
2. Проведет беседу с ребенком и проанализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины.
3. Назначит медикаментозное лечение, либо направит к клиническому психологу для проведения психокоррекционной работы, даст рекомендации по образу жизни.
4. Решит необходимые социальные вопросы: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, оформление инвалидности.
Какие дополнительные обследования может назначить детский психиатр?
1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
2. Ультразвуковое обследование мозга.
3. Компьютерная томография мозга.
4. Консультации других специалистов.
Мифы о психиатрии
Миф 1:
Психиатр, психотерапевт и психолог – это одно и то же
Психолог - это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой и психокоррекцией, но не назначает лечение. Психологи, работающие в учреждениях образования - это, как правило, педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать. Психиатр - это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование и лечение. Психотерапевт — это врач-психиатр, прошедший специализацию по психотерапии. Он занимается немедикаментозным лечением психической патологии - специальными методами воздействует на психику, а через психику – на весь организм.
Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет»
Согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру - дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет - и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.
После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
· при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
· при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения - берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
· при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение - он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении. Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.
Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе
Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются - они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребёнка, следственным органам или суду по их запросу.
Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии
Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.
N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.
Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.
Олег Рой - писатель, а не психолог и психиатр, сказал: «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает».+
Повод задуматься.
Памятка родителям
«Как реагировать на агрессивное поведение ребенка»
Агрессия – одна из форм контакта ребенка с вами или другими детьми. Будьте требовательны, но проявляйте уважение к ребенку. Обращайтесь по имени, не кричите, не унижайте.
Помните, что разрушительна не агрессия, а незрелые формы ее выражения. Учите детей конструктивно выражать агрессию, а не запрещайте ее. Подавайте собственный пример здорового выражения агрессии.
1. Агрессия всегда имеет причину. Обращайте внимание, в каких ситуациях ребенок ведет себя агрессивно. Старайтесь понять, какую потребность он удовлетворяет: в безопасности, внимании, признании или новизне. Создавайте условия, которые позволят ему удовлетворить эти потребности неагрессивными методами.
2. Стимулируйте конструктивную деятельность и самостоятельность детей.
3. Поощряйте здоровое поведение детей, реагируйте на агрессию последовательно и однозначно.
4. Применяйте в качестве шпаргалки «Правила горячей плиты»
Дугласа Мак-Грегори:
• Если вы дотронетесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь. Так и реакция на нежелательное поведение ребенка должна быть немедленной.
• Горячая плита сильно обжигает с первого раза. Так и ваша реакция должна быть явной и сильной при первом же нарушении поведения.
• Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась. Так и вы реагируйте только на то, что ребенок сейчас сделал неправильно. Не припоминайте прошлые ошибки и не переходите на оценку личности ребенка.
• Горячая плита действует на всех. Так и вы реагируйте на нежелательное поведение любого ребенка. Будьте объективны.
• У вас должно быть средство облегчить боль от ожога о горячую плиту. Указывайте ребенку, как ему исправить ситуацию, озвучьте, каких конкретных действий вы ждете от него.
5.Создавайте среду, в которой дети смогут свободно играть, самовыражаться, уединяться при необходимости, выбирать из нескольких вариантов.
7
86 Не используйте психологическое и физическое насилие!
Если ребенок демонстрирует стойкую
агрессивность, рекомендуется проконсультироваться у психолога.
Как научить ребенка убирать игрушки
Вопрос об уборке игрушек возникает почти в каждой семье. Родители хотели бы, чтобы малыш всегда наводил порядок после устроенного погрома. Но, к сожалению, не все дети так поступают….
Все дети абсолютно разные: кто-то любит во всем порядок, когда как другие дети относятся к беспорядку совершенно равнодушно. Но совершенно ясно, если родители будут от раза к разу приучать ребенка к аккуратности, бережливости - задача с уборкой игрушек будет решена.
С чего же начать?
Во-первых, сократите число игрушек, имеющихся в расположении ребенка. Маленьким детям совсем не нужен целый склад игрушек. Спрячьте некоторые игрушки, а затем чередуйте их, доставая одни и убирая другие - тем самым вы оживите детский интерес к забытым игрушкам.
Выберите в детском магазине вместе с малышом красивый мешок для игрушек или ящик, такой чтобы нравился ребенку, и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место, в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилам взрослых
Во-вторых: важно начинать обучение ребенка элементарной дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и запретами. Учитесь, играя - «Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?». Но одно условие, давайте ребенку выиграть. Обязательно придумайте вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое.
В-третьих: не забывайте, что ребенок копирует нас с вами. А вы всегда убираете свои вещи на место? Собственный пример поможет увидеть, что убирая игрушки, он поступает как взрослый: «Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места»... Примеров из жизни множество. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать, как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.
В-четвертых: вы можете опираться на детскую литературу - прочесть сказки Корнея Чуковского «Федорино Горе» или «Мойдодыр».
Во время уборки можно использовать веселые песенки и стишки. Вот, например, такие рифмовки.
Все игрушки убираем, | Уберем все игрушки: |
Если не помогает, ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки и продолжает ставить вам условия, есть один очень чудодейственный способ: «Игрушки обиделись и ушли к другому малышу».
Что я имею в виду: Ребенок отказался собрать после себя разбросанные игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом начинается ВОЛШЕБСТВО. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел. Ваш малыш просыпается, а вокруг пусто… Через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки. На вопрос: «Где они?» - вы спокойно отвечаете, что обиделись, наверное, и ушли к другому малышу.
Малыш начинает искать, плакать, нервничать и т. д. Здесь важно выдержать момент. Ребенок должен осознать свою ошибку и то, в чем именно он был неправ, почему игрушки убежали и захотеть все исправить.
НЕЛЬЗЯ отдавать малышу игрушки сразу при первых слезах. Обговорите с ним ещё раз, что случилось вчера и почему утром игрушек не стало. Разъясните малышу, что так поступать нельзя. Пусть он час, другой побудет без любимых игрушек. Поймёт как ему скучно без них.
После каждой уборки обязательно похвалите ребенка. Нежные объятья и мамин поцелуй будут лучшей наградой для крохи. На первых порах обязательно помогите ребенку, делайте все вместе! Но помните, что научить ребенка убирать игрушки – это длительный процесс и только от вашей настойчивости и систематичности зависит УСПЕХ!
Памятка «Победи свой гнев»
Учись выбрасывать отрицательную энергетику безболезненно для себя и окружающих. Взгляни на себя Посмотри в зеркало. Ой, ну ты и красавица, когда злишься... Брови сдвинуты, глаза прищурены, лицо красное, тушь и помада размазаны... Скажи себе: «Стоп! Я — другая!» Глубоко вдохни, расслабь мышцы лица и тела, улыбнись. Отлично приводит в норму холодная вода: несколько минут подержи руки под краном, умойся — и ярость улетучится. Покричи Главное — чтобы тебя никто не отвлекал и не слышал. А теперь кричи изо всех сил (желательно на звуке «а-а-а»). Это один из наилучших способов разрядиться и сбросить стресс. Можно прибегнуть к активным действиям: молоти подушку (коль в доме нет боксерской груши). Или встань перед зеркалом, представь своего обидчика — и начни боксировать! | Займись делом Сделай уборку в доме, выброси старые газеты и журналы, выбей ковры, проведи ревизию гардероба. А еще лучше — танцуй! Включи энергичную музыку на полную громкость и попрыгай в диком танце. Через активные движения гнев выходит. Создай душевную гармонию Медитируй под звуки природы (шум моря или щебет птиц), слушай классическую музыку (произведения Моцарта, Вивальди, Чайковского). Учись слушать В разгар спора не зацикливайся на ответной реакции, не пытайся задеть оппонента побольнее. Позволь ему выразить свою точку зрения. Скажи себе: «Возможно, он неправ. Я тоже часто ошибаюсь». Разве есть смысл злиться на кого-то просто из-за того, что он мыслит иначе? |
К СВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ
10 условий, которые способствуют
снижению детской агрессии:
1.Удовлетворение потребностей ребенка.
2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность.
3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми.
4. Здоровые семейные формы выражения агрессии.
5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников.
6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаваться своему занятию.
7. Соблюдение личных границ ребенка другими людьми.
8. Преобладание позитивных эмоций над негативными.
9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону.
10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками.
ВЕСЁЛЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ - ПОМОЩНИКИ
От ОБИДЫ и АГРЕССИИ:
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
От СКУКИ:
Если скучно и тоскливо,
От тебя диван устал,
Ну-ка, мой дружочек милый,
В стойку смирно быстро встал!!!
Сделай с музыкой зарядку
И квартиру убери,
Съешь большую шоколадку,
Улыбнись и оживи!
От СТРЕССА И ТРЕВОГИ:
Если на душе тревога,
Если ощущаешь стресс,
Сделай быстро вдох глубокий,-
Это первый твой прогресс!
На бумаге покалякай,
Руку посжимай в кулак,
Громко-громко ты поахай!
Нет тревоги, стресс – пустяк!
От ГНЕВА:
Если зол ты и не можешь
Зло свое в себе держать.
То тебе необходимо
Прыгать, бегать, приседать!
Доказано, что гаджеты вредят
интеллекту дошкольников
Чем больше времени ребенок проводит с играми в смартфоне, за просмотром мультфильмов по телевизору или с компьютерного экрана, тем хуже развивается его интеллект. Это показали результаты исследования динамики развития двухлетних, трехлетних и пятилетних детей.
Выводы сотрудников канадского Университета Калгари опубликовал журнал JAMA Pediatrics. Влияние гаджетов на интеллект исследователи
изучали в течение трех лет. В эксперименте участвовали около 2500 детей, из них половина – мальчики. Согласно данным исследования, чем больше времени дети проводили перед экраном в возрасте двух и трех лет, тем худшие результаты они показывали при скрининговом тестировании. На когнитивное развитие мозга может напрямую влиять яркий свет экрана, интенсивность которого меняется во время игр.
Наибольшее количество времени перед экраном проводили трехлетние дети: в среднем 25 часов в неделю. В два года среднее время составило 17 часов, а в пять лет – 10,8 часа. Таким образом, достаточно, чтобы ребенок смотрел мультики и играл в игры в общей сложности два или три часа в день, чтобы это повредило его умственному развитию, познавательным способностям. Авторы публикации подчеркивают, что дети, которые проводят много времени с гаджетами, могут отставать и в физическом развитии.
Ученые рекомендуют родителям ограничивать время взаимодействия детей с экраном – не более одного часа в день, как требуют установленные нормы.
Чрезмерное увлечение детей гаджетами приводит и к тому, что в детский сад все чаще поступают дети с задержкой речевого развития. Ведь планшет или компьютер не требует от ребенка устных ответов – ему просто незачем говорить.
Памятка для родителей
«Формирование правил поведения в семье»
1. Предупредите ребенка о том, что он нарушает правила и дайте ему возможность выбора, принятия решения.
2. Постарайтесь разговаривать дружественно-разъяснительным тоном. Не используйте крик, угрозы, наказания.
3. Наказание не должно быть жестоким, долгим, запоздалым.
4. Дайте ребенку возможность успокоиться, подумать, для этого удалитесь в другую комнату на столько минут, сколько ему лет.
5. Не отвергайте ребенка, не говорите фразы типа: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне такой не нужен» и т.п.
6. Наказан – прощен.
7. Когда ребенок успокоился, обсудите ситуацию: объяснить ситуацию, поведение ребенка и ваше отношение к его поступку с помощью «Я-сообщения».
8. Не переходите на личность, обсуждайте конкретное неправильное поведение, проступок, объясните, как вы хотите, чтобы ребенок вел себя в подобной ситуации.
9. Дайте возможность ребенку исправить свою ошибку, измениться (сейчас или позже).
10. Хвалите за любое положительное поведение, за выполнение даже простого правила.
11. Уделяйте внимание ребенку, это могут быть совместные игры, чтение, прогулки, поездки, поход на природу, в парк и другое, то что интересно и значимо для малыша.
12. «Трудный ребенок» нуждается только в помощи, а не в критике и наказании.