12.09.2023
Возраст с
2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис
сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но
все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года
дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они
ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может
ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым:
«Я сам! Я сама!»…
Возросшие
потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем
общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Ребенок
пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными
путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на
равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым,
начинает хитрить.
Три года –
это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный
возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс:
это первое яркое выражение своего «я». Ребенок начинает отделять себя от
мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления
от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы
психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Ребенок не
понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать
свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.
Не надо
пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса
говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования
для дальнейшего развития его личности.
Симптомы кризиса:
- Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки
всем требованиям и просьбам взрослых.
- Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому,
что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
- Строптивость – направлена против норм воспитания,
образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
- Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается
от помощи там, где еще мало что умеет.
Второстепенные
симптомы:
- Протест, бунт – ребенок находится в стадии войны
со всем и всеми.
- Обесценивание – ребенок начинает ругаться,
обзываться, употреблять нецензурную брань.
- Деспотизм – проявляет деспотичную власть по
отношению к окружающим.
Что могут
сделать родители во время кризиса.
Не придавайте большого значения упрямству
и капризности. Примите это как необходимость.
Истеричность и капризность требуют
зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте
ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что-нибудь
внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее
будоражат.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у
ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять
за руку и увести.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы.
Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня
есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном..?»
- подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное
внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались
чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух ты, вот
это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал
вставить свои требования в промежутки.
Не надо обращаться непосредственно к
плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь
в масло.
После истерики, ссоры, когда ребенок
успокоился, пожалейте его, объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что
вы любите его любого.
Нежелательно использовать авторитарную
модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы
негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь
быстро!» и т.п.
Как можно меньше вмешивайтесь и торопите
ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно,
позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость
неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным
проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
Если вы «не заметили» крика, его не
следует обсуждать, тем более – наказывать.
Можно воспользоваться приемом действия «от
противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе
разрешаю». Кричать он не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности
сбивает ребенка с толку.
Если частые приступы капризности,
истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь
неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов
– больше дела.
Побольше совместных дел. Это может быть и
игра, и уборка квартиры.
Ребенок должен усвоить с детства, что мама
и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.
Не ждите и не надейтесь, что ваш
ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает.
Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок
должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а
не как его исправить.